ЧАСТЬ 1. ОБОРУДОВАНИЕ
Все размеры, которые приведены в круглых скобках в метрической системе, округлены до миллиметра.
1. Стандартный стол
Размеры:
Игровое поле, ограниченное бортами, должно иметь размеры 11’8½” на 5’10” (3569мм на 1778мм) с допуском по обоим измерениям ±½” (±13мм).
Высота:
Высота стола от пола до верхней кромки борта должна быть в пределах от 2’9½” до 2’10½” (от 851 мм до 876 мм).
Лузы:
- Лузы должны быть расположены в углах (две у Точки – так называемые верхние лузы и две в районе Балки – нижние лузы) и по одной на середине каждого длинного борта (средние лузы).
- Формы луз должны соответствовать шаблонам, утвержденным Мировой Ассоциацией профессионального Бильярда и Снукера (WPBSA).
Линия Балки и Балка:
Прямая линия, проведенная в 29” (737 мм) от нижнего борта параллельно ему, называется линией Балки, эта линия и ограничиваемое ей пространство называется Балкой.
Сектор (D):
Сектор (D) – это полукруг, расположенный в Балке, с центром на середине линии Балки и радиусом 11½” (292 мм).
Точки:
Четыре точки нанесены на центральной продольной линии стола:
- Точка (другое название — Черная Точка) расположена на расстоянии 12¾” (324 мм) ниже и перпендикулярно верхнему борту.
- Центральная Точка (Синяя Точка) расположена посередине между ближним и дальним бортами.
- Точка Пирамиды (Розовая Точка) расположена посередине между Центральной Точкой и верхним бортом.
- Середина линии Балки (Коричневая Точка).
- Еще две точки расположены в углах Сектора (D). Точка справа со стороны Балки называется Желтой Точкой, а слева – Зеленой Точкой.
2. Шары
- Шары должны быть изготовлены из утвержденного материала, и каждый должен иметь диаметр 52,5 мм (с допустимым отклонением в ±0,05 мм), и:
- они должны быть одинакового веса с допустимым отклонением в 3 г для комплекта;
- шар или комплект шаров может быть заменен по соглашению между игроками или по решению судьи.
3. Кий
Кий не должен быть короче 3 футов (914 мм) и существенно отличаться от традиционного и общепринятого вида и формы.
4. Вспомогательное оборудование
Различные подставки для кия, длинные кии (называемые баты и полубаты в соответствии с длиной), удлинители и адаптеры могут использоваться игроками, столкнувшимися с трудными позициями при выполнении удара.
Можно использовать приспособления, обычно находящиеся у стола, включая приспособления, предоставленные либо любым из игроков, либо судьей (см. также Часть3, Правило 18). Все удлинители, адаптеры и другие устройства для помощи при выполнении удара должны быть конструкциями, одобренными WPBSA.
ЧАСТЬ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Стандартные определения, используемые в настоящих Правилах.
1. Фрейм
Фрейм в Снукере охватывает период игры с начала (см. Часть 3, Правило 3(с)), при всех шарах, установленных согласно Части 3, Правило 2, каждый игрок играет в свой подход, пока фрейм не завершится:
- уступкой любым игроком в свой подход;
- по требованию Бьющего, когда на столе остается прицельным только Черный шар, итоговая сумма очков не учитывается и разница в счете более семи очков в его пользу;
- окончательным сыгрыванием шара или фолом, когда: на столе остается прицельным только Черный шар (см. Часть 3, Правило 4); или
- решением судьи согласно Части 3, Правило 14(c) (2) или Части 4, Правило 2.
2. Игра
Игра состоит из согласованного или обусловленного регламентом количества фреймов.
3. Матч
Матч состоит из согласованного или обусловленного регламентом количества игр.
4. Шары
- Белый шар является битком.
- 15 Красных и 6 цветных являются прицельными шарами.
5. Бьющий и Подход
Играющий или собирающийся играть человек является Бьющим и остается таковым, пока финальный удар, или фол не завершит его подход и судья не решит, что игрок окончательно покинул стол. Если не Бьющий подходит к столу не в свой подход, он рассматривается как Бьющий при любом фоле, который он может совершить до тех пор, пока не покинул стол. Подход Бьющего начинается, когда судья уверен, что указанные выше условия выполнены. Его подход и его право выполнить следующий удар заканчивается, когда:
- он не набирает очков за удар; или
- он совершает фол; или
- он требует от соперника играть снова после того как его соперник совершил фол.
6. Удар
- Удар сделан, когда Бьющий ударил биток наклейкой кия.
- Удар считается правильным, если не совершено никаких нарушений Правил.
- Удар не закончен, пока:
- все шары не остановились;
- Бьющий либо встал в стойку, в готовности для следующего удара, или покидает стол;
- любые приспособления, используемые Бьющим, не убраны в безопасную позицию; и
- судья не назвал счет, относящийся к удару.
- Удар может быть сделан прямо или от борта, а именно:
-
- удар прямой, когда биток ударяет прицельный шар без первого касания о борт;
- удар от борта, когда биток касается одного или нескольких бортов перед касанием прицельного шара.
- Если, следуя за последним ударом соперника в его подходе, входящий игрок делает удар по битку раньше, чем все шары остановились, он должен быть оштрафован, как если бы он был Бьющим, и его выход к столу заканчивается.
7. Сыгрывание
Прицельный шар считается сыгранным, если после контакта с другим шаром и без нарушения Правил падает в лузу. Процесс правильного забивания шара в лузу называется сыгрыванием.
8. Брейк
Брейк — это количество сыгрываний при успешных ударах, сделанных игроком во время любого одного подхода в течение фрейма.
9. Игра с руки
- Биток играется с руки:
- перед началом каждого фрейма;
- когда он попал в лузу;
- когда он выбит со стола; или
- когда Черный шар выставляется заново по окончании фрейма при равном счете.
- Биток остается в состоянии с руки, пока:
-
- не будет сыгран с руки должным образом; или
- не будет совершен фол в то время, когда шар окажется на столе.
- Бьющий называется играющим с руки, когда биток играется с руки, как описано выше.
10. Шар в игре
- Биток находится в игре, когда он не играется с руки.
- Прицельные шары находятся в игре с начала фрейма и до тех пор, пока не будут сыграны или выбиты со стола.
- Цветные снова считаются находящимися в игре, когда выставляются.
11. Очередной шар
Любой шар, который можно без нарушения Правил ударить первым касанием битка или по которому нельзя так ударить, но который можно сыгрывать, считается очередным шаром.
12. Заказанный шар
- Заказанный шар – это прицельный шар, который Бьющий называет или обозначает понятным судье способом и который он должен ударить первым касанием битка.
- По требованию судьи Бьющий должен назвать выбранный им очередной шар.
13. Свободный шар
Свободный шар – это шар, который Бьющий заказывает как очередной шар, когда биток оказывается в снукере после фола (см. Часть 3, Правило 12).
14. Выбитый со стола
Шар выбит со стола, если он остановился иначе, чем на игровой поверхности стола или в лузе, или если он поднят Бьющим, пока шар находится в игре, за исключением случая, предусмотренного Частью 3, Правило 14(h).
15. Штрафные очки
Штрафные очки присуждаются сопернику после любого фола.
16. Фол
Фолом считается любое нарушение данных Правил.
17. Снукер
Биток находится в снукере, если его путь по прямой линии при выполнении прямого удара по каждому очередному шару полностью или частично прегражден шаром или шарами, не являющимися очередными. Если один или несколько из очередных шаров можно ударить очень тонко по любому краю без помехи со стороны любых шаров, не являющихся очередными, то биток не находится в снукере.
- При игре с руки биток находится в снукере, если он закрыт, как описано выше, при всех возможных позициях его расположения внутри или на линии Сектора (D).
- Если биток закрыт от удара по очередным шарам более чем одним неочередным шаром, то:
- ближайший к битку шар считается эффективно маскирующим шаром; и
- в случае нескольких равноудаленных от битка маскирующих шаров все такие шары будут считаться эффективно маскирующими шарами.
- Если очередным шаром является Красный и биток закрыт от удара по разным Красным разными неочередными шарами, то здесь нет эффективно маскирующего шара.
- Бьющий находится в снукере, когда биток находится в снукере, как описано выше.
- Биток не может быть замаскирован бортом. Если изогнутая губа лузы преграждает путь битку и находится ближе к нему, чем любой из маскирующих неочередных шаров, то биток не находится в снукере.
18. Занятая точка
Точка считается занятой, если шар не может быть помещен на нее без касания с другим шаром.
19. Пропих
Пропих сделан, когда наклейка кия остается в контакте с битком:
- после того как биток начал движение вперед; или
- когда биток коснулся прицельного шара, за исключением случая, когда биток и прицельный шар почти соприкасаются; пропиха не будет, если биток ударит очень тонко по краю прицельного шара.
20. Перескок
Перескок сделан, если биток проходит над любой частью прицельного шара, независимо от того, коснулся он его в процессе или нет, за исключением:
- когда биток сначала ударит прицельный шар и затем перескакивает через другой шар;
- когда биток подскакивает и ударяет прицельный шар, но не приземляется позади этого шара;
- когда, после правильного удара по прицельному шару, биток перепрыгивает через этот шар после столкновения с бортом или другим шаром.
21. Промах
Промах фиксируется, когда биток не попадает первым касанием по очередному шару и судья полагает, что Бьющий не сделал достаточно хорошую попытку попасть по очередному шару.
ЧАСТЬ 3. ИГРА
1. Описание
В снукер могут играть два и более игрока, каждый за себя или в команде. Вкратце игра заключается в следующем:
1. Каждый игрок использует один и тот же Белый шар – биток и 21 прицельный шар: 15 Красных стоимостью по 1 и шесть цветных: Желтый — 2, Зеленый — 3, Коричневый — 4, Синий — 5, Розовый — 6, Черный — 7.
2. Результативные удары игроки делают, каждый в свой подход, поочередным сыгрыванием Красных и цветных, до тех пор, пока все Красные не будут вне игры, а затем цветных в порядке возрастания их стоимости.
3. Очки, присужденные за результативные удары, прибавляются к счету Бьющего.
4. Штрафные очки за фолы прибавляются к счету противника.
5. Тактика, используемая в течение фрейма, заключается в том, чтобы оставить биток позади неочередных шаров так, чтобы сделать снукер для следующего игрока. Если игрок или сторона отстает от противника в счете на большее количество очков, чем возможная стоимость всех оставшихся на столе шаров, постановка снукеров, в надежде получить очки за фолы, становится наиболее важной.
6. Победителем фрейма признается игрок или сторона:
- набравший больше очков;
- тот, кому фрейм уступлен; или
- тот, кому победа присуждена по Части 3, Правило 14(c) (2) или Часть 4, Правило 2.
7. Победителем игры признается игрок или сторона:
- выигравший большее или требуемое число фреймов;
- набравший наибольшее количество очков, если учитывается итоговая сумма очков; или
- которому победа в игре присуждена по Части 4, Правило 2.
8. Победителем матча признается игрок или сторона, выигравший больше игр или, когда учитывается итоговая сумма очков, набравший наибольшее количество очков.
2. Позиция шаров
1. В начале каждого фрейма биток играется с руки, а прицельные шары устанавливаются следующим образом:
- Красные – в форме плотного равностороннего треугольника (пирамиды), верхний Красный на центральной линии стола выше Точки Пирамиды, как можно ближе к Розовому, но не касаясь его, основание треугольника ближе к верхнему борту и параллельно ему;
- шесть цветных на точках, как описано в Части 1, Правило 1(f).
2. Если шары выставлены неправильно, применяется Часть 3, Правило 7 (с), фрейм начинается согласно Части 3, Правило 3 (с).
3. После начала фрейма находящийся в игре шар может быть очищен только судьей по обоснованной просьбе Бьющего и:
- позиция шара, если он не на точке, должна быть отмечена подходящим устройством до поднятия шара для очистки;
- устройство, используемое для отметки позиции очищаемого шара, будет расцениваться как этот шар до тех пор, пока он не будет очищен и поставлен на место. Если любой игрок, кроме Бьющего, коснется устройства или сдвинет его, Судья должен объявить ШТРАФ и нарушитель должен быть оштрафован, как будто он был Бьющим, но без изменения очередности игры. Судья должен возвратить устройство или очищаемый шар на свою позицию по своему усмотрению, даже если оно поднималось.
3. Ход игры
Игроки определяют очередность игры с помощью жребия или по взаимному соглашению, победитель выбирает, кто из игроков будет начинать.
1. Определенный таким образом порядок игры должен оставаться неизменным на протяжении фрейма, если только следующий игрок не потребовал играть дальше после любого фола.
2. Игроки или стороны, выполняющие начальный удар, должны чередоваться в каждом фрейме в течение игры.
3. Первый игрок играет с руки, фрейм начинается после того, как биток помещен на стол и вступил в контакт с наклейкой кия, или:
- в момент совершения удара; или
- во время адресации битка.
4. Если фрейм ошибочно начался не тем игроком или стороной:
- он должен начаться заново корректно, без штрафа, если сделан только один удар и не было совершено ни одного фола; или
- он должен продолжаться, если был сыгран следующий удар или после окончания первого удара совершён фол — с сохранением правильного порядка в следующем фрейме так, что один игрок или сторона будет начинать в трёх последовательных фреймах; или
- в случае объявления патовой ситуации (см. Часть 3, Правило 16) он будет начат заново корректным образом.
5. Чтобы удар был правильным, не должно произойти ни одного из нарушений, описанных ниже в Правиле 10 (Штрафы).
6. Для первого удара в каждом подходе, пока все Красные не покинули стол, Красный или свободный шар, заказанный как Красный, является очередным шаром; засчитывается стоимость каждого сыгранного в этом ударе Красного или заказанного Красным свободного шара.
7.
- Если Красный или заказанный Красным свободный шар сыгран, то тот же игрок выполняет следующий удар, и очередным шаром является любой цветной на выбор Бьющего; в случае сыгрывания стоимость цветного засчитывается и цветной выставляется;
- Брейк продолжается поочередным сыгрыванием Красных и цветных шаров, пока все Красные не покинут стол и, как только это произошло, вслед за последним сыгранным Красным должен играться цветной;
- Затем очередными шарами становятся цветные в порядке возрастания их стоимости согласно Части 3, Правило 1(1), и после того как следующий сыгран, он не выставляется, за исключением случая, предусмотренного в Части 3, Правило 4, и Бьющий играет следующим ударом очередной цветной;
- В случае, если Бьющий, на брейке, играет раньше, чем судья завершил выставление цветного, а все остальные шары находятся в покое, стоимость цветного не засчитывается и Часть 3, Правило 10 (1) (1) или Часть3, Правило 10 (2) (1) должны применяться при необходимости.
8. Красные, будучи однажды забитыми в лузы или выбитыми со стола, обычно не выставляются заново на стол, несмотря на то, что игрок может получить выгоду от фола. Исключения из этого правила предусмотрены в Части 3, Правила 2(3)(2), 9, 14(6), 14(8) , 15 и 18(2).
9. Если Бьющий не сыгрывает шар, он должен покинуть стол без неоправданной задержки. В том случае, если он совершит любой фол перед уходом от стола или во время его, он будет оштрафован, как это предусмотрено в Части 3, Правило 10. Следующий удар выполняется оттуда, где биток остановился, или с руки, если биток не на столе, кроме случаев, когда биток выставляется в соответствии с Частью 3, Правило 14 (4).
11. Если шар падает в лузу и выскакивает обратно на поверхность стола, то не считается, что он попал в лузу. Бьющий не получает никакой компенсации, даже в случае переполнения луз.
4. Конец фрейма, игры и матча
1. Когда на столе остается прицельным только Черный шар, первый результативный удар или фол заканчивают фрейм, если только не выполняются оба следующие условия:
- счет стал равным; и
- итоговая сумма очков не учитывается.
2. Когда имеют место оба условия, описанные выше в (1):
- Черный выставляется;
- игроки жребием определяют, кто играет следующим;
- следующий игрок выполняет удар с руки; и
- следующий результативный удар или фол завершают фрейм.
3.Если победителя игры или матча определяет итоговая сумма очков и счет в конце последнего фрейма равен, то игроки в этом фрейме должны следовать процедуре выставления Черного, изложенной выше в (2).
5. Игра с руки
При игре с руки биток должен быть ударен с позиции внутри или с линии Сектора (D), но играть можно в любом направлении.
1. Судья должен констатировать, если его спросят, должным ли образом помещен биток (то есть не за пределами Сектора (D)).
2. Если наклейка кия коснется битка при его установке, и судья уверен, что Бьющий не пытался выполнить удар, то биток не находится в игре.
6. Удар по двум шарам одновременно
По двум шарам, отличным от двух Красных или свободного и прицельного шаров, нельзя ударять одновременно первым касанием битка.
7. Выставление цветных
Любой цветной, забитый в лузу или выбитый со стола, должен выставляться до начала следующего удара, до тех пор пока не начнутся последние сыгрывания по Части 3, Правило (7) (3).
1. Игрок не может нести ответственность за любые ошибки судьи при выставлении любого шара.
2. Если цветной выставлен ошибочно после сыгрывания в порядке возрастания стоимости согласно Части 3, Правила 3(g) (iii), то он должен быть убран со стола без штрафа после обнаружения ошибки, и игра должна быть продолжена.
3. Если удар сделан при неправильно выставленном шаре или шарах, то они будут считаться выставленными правильно для последующих ударов. Любой цветной, неправомерно отсутствующий на столе, должен быть выставлен:
- без штрафа, когда обнаружено его отсутствие из-за предыдущего недосмотра;
- со штрафом, если Бьющий сыграл перед тем, как судья собирался выставить шар.
4. Если цветной должен быть выставлен, а его собственная точка занята, он должен быть помещен на свободную точку шара наибольшей стоимости.
5. Если необходимо выставить более одного цветного, а их собственные точки заняты, то шар большей стоимости имеет приоритет в порядке выставления.
6. Если все точки заняты, то цветной должен быть помещен как можно ближе к собственной точке, между этой точкой и ближайшей частью верхнего борта.
7. В случае Розового и Черного, если все точки заняты и нет свободного места между соответствующей точкой и ближайшей частью верхнего борта, то цветной должен быть помещен как можно ближе к его собственной точке на центральной линии стола ниже точки.
8. В любом случае, когда цветной выставляется, он не должен касаться другого шара.
9. Чтобы быть выставленным правильно, цветной должен быть помещен рукой на обозначенное в этих Правилах место.
8. Касающийся шар
1. Если по завершении удара биток касается шара (или шаров), который является или может быть очередным, судья должен объявить КАСАЮЩИЙСЯ ШАР и указать, какого очередного шара или шаров биток касается. Если биток касается одного или несколько цветных после сыгранного Красного (или свободного шара, номинированного как Красный), то судья должен также попросить Бьющего ОБЪЯВИТЬ, какой цветной является очередным.
2. Когда касающийся шар назван, Бьющий должен играть битком от этого шара, не приводя его в движение, иначе будет зафиксирован пропих.
3. Если Бьющий обеспечивает неподвижность прицельного шара, то штрафа не будет в случае, если:
- этот шар очередной,
- этот шар может быть очередным и Бьющий объявляет его очередным; или
- этот шар мог бы быть очередным, а Бьющий объявляет очередным и попадает первым касанием по другому шару.
4. Если биток остановился, касаясь или почти касаясь неочередного шара, то судья, если его спросят о касании, должен ответить: ДА или НЕТ. Бьющий должен играть от него без касания по нему, как описано выше, но должен сначала ударить по очередному шару.
5. Когда биток касается одновременно очередного и неочередного шаров, то судья должен указать только на соприкасающийся очередной шар. Если Бьющий спросит судью, касается ли биток неочередного шара, то имеет право на ответ.
6. Если судья уверен, что любое движение касающегося шара в момент удара не было вызвано действием Бьющего, то он не должен объявлять фол.
7. Если неподвижный прицельный шар, не касающийся битка во время проверки судьей, позже был обнаружен как касающийся битка, прежде чем удар был сделан, то шары должны быть повторно установлены судьей на его усмотрение. Это также применимо к касающемуся шару, который после того как был осмотрен судьей, перестал касаться; тогда шары должны быть повторно установлены судьей на его усмотрение.
9. Шар на краю лузы
Когда шар падает в лузу без контакта с другим шаром и
1. не является любой частью выполненного удара, он должен быть выставлен и все набранные очки должны быть засчитаны.
2. Если его мог ударить любой шар, вовлеченный в удар:
- без нарушения этих Правил (в том числе и в тех случаях, когда нарушение произошло бы, но для шара, падающего в лузу), тогда все шары устанавливаются обратно и тот же удар повторяется, либо выполняется другой удар на усмотрение Бьющего, тем же Бьющим;
- с совершением фола, тогда Бьющий должен быть оштрафован согласно Части 3, Правило 10, все шары должны быть расставлены обратно, и следующий игрок имеет обычный выбор после фола.
3. Если шар недолго балансирует на краю лузы и затем падает в нее, то он считается упавшим в лузу и не выставляется.
10. Штрафы
Следующие действия являются фолами, и за них налагается штраф в размере четырех очков, если ниже, в пунктах с (1) по (4), не указан больший.
Штрафы:
1. В размере стоимости очередного шара за:
- удар перед тем, как судья завершил выставление цветного, выбранного в качестве свободного шара;
- удар по битку больше одного раза в процессе удара;
- удар, когда обе ноги оторваны от пола;
- игру вне очереди или выполнение удара прежде, чем был закончен предыдущий удар соперника согласно Части 2, Правило 6 (е);
- неправильную игру с руки, включая начальный удар;
- промах битком по всем прицельным шарам;
- падение битка в лузу;
- постановку снукера за свободный шар, за исключением Части 3, Правило 12 (2)(2);
- перескок;
- игру нестандартным кием; или
- совещание с партнером вопреки Части 3, Правило 17(5);
2. В размере стоимости очередного шара или вовлеченного, если он дороже, за:
- удар, когда любой шар не остановился;
- удар до завершения выставления судьей цветного, не являющегося заказанным как свободный шар;
- падение неочередного шара в лузу;
- попадание битком первым касанием по неочередному шару;
- совершение пропиха,
- касание шара или болмаркера в игре иначе, как при правильном выполнении удара; или
- выбивание шара со стола;
3. в размере стоимости очередного шара или большей из двух вовлеченных шаров в случае первого одновременного удара по ним битком, за исключением, когда это два Красных (когда Красный является очередным шаром) или свободный шар и очередной шар;
4. Семь очков, если Бьющий:
- использует находящийся вне стола шар для любых целей;
- использует любой предмет для измерения промежутков или расстояния;
- играет по Красным или по назначенному Красным свободному шару после Красного, в последовательных ударах;
- использует любой отличный от Белого шар в качестве битка для выполнения любого удара с момента начала фрейма;
- ошибается в объявлении очередного шара, когда биток находится в снукере или это требует сделать судья; или
- после сыгрывания Красного (или заказанного как Красный свободного шара), совершает фол перед тем, как цветной был заказан.
11. Фолы
Если фол совершен, судья должен немедленно объявить ФОЛ.
1. Если Бьющий не сделал удар, то его подход заканчивается немедленно и судья должен объявить штраф.
2. Если удар был сделан, то судья должен ждать завершения удара перед объявлением штрафа.
3. Если фол не назначен судьей и не потребован небьющим до момента совершения следующего удара, то фол является ничтожным.
4. Любой неправильно выставленный цветной должен оставаться там, куда помещен, за исключением его отсутствия на столе, когда он должен быть правильно выставлен.
5. Все набранные в брейке перед фолом очки засчитываются, но Бьющему не начисляется никаких очков за любые забитые шары при ударе с фолом.
6. Следующий удар выполняется оттуда, где биток остановился, или биток играется с руки, если он находится вне стола.
7. Если при выполнении одного удара совершено больше одного фола, то налагается самый высокий штраф.
8. Игрок, совершивший фол:
- получает штраф, предписанный в Правиле 10 (Штрафы); и
- должен выполнять следующий удар, если это потребует следующий игрок.
12. Снукер после фола
После фола, если биток находится в снукере (см. Часть 2, Правило 17), судья должен объявить СВОБОДНЫЙ ШАР.
1. Если следующий игрок в свой подход решает выполнять следующий удар сам:
- он может заказать любой шар как очередной; и
- любой заказанный шар должен рассматриваться как очередной и приобретает стоимость очередного шара, за исключением того, что в случае сыгрывания он должен быть выставлен.
2. Будет объявлен фол, если биток:
- не ударит сначала по заказанному шару, или по нему одновременно с очередным шаром; или
- будет скрыт от всех Красных или прицельных шаров заказанным свободным шаром, кроме случая, когда на столе остались только прицельные Розовый и Черный шары.
3. Если свободный шар сыгран, он выставляется, и стоимость очередного шара засчитывается.
4. Если очередной шар сыгран после того как биток ударил сначала заказанный шар или заказанный одновременно с очередным шаром, то очередной шар засчитывается и остается вне стола.
5. Если сыграны оба заказанный и очередной шары, то засчитывается только очередной шар, кроме случая очередных Красных, когда засчитывается стоимость каждого сыгранного шара. Свободный шар затем выставляется, а очередной шар остается вне стола.
6. Если, нарушитель играет снова, то объявление свободного шара аннулируется.
13. Игра снова
Как только игрок потребовал у соперника играть снова после фола или потребовал восстановить позицию шаров после Фола и Промаха, такое требование не может быть отозвано.
Нарушитель, которому предложено играть снова, имеет право:
1. изменить свои намерения относительно того:
- какой удар он будет выполнять; и
- какой очередной шар он будет пытаться ударить;
2. получить очки за любой шар или шары, которые он может сыграть.
14. Фол и Промах
Бьющий должен, со всем своим умением, пытаться попасть по очередному шару. Если судья считает, что Правило нарушено, то он должен объявить ФОЛ и ПРОМАХ, если только на столе не остался один Черный шар или не сложилась ситуация, когда невозможно попасть в очередной шар. В последнем случае допускается, что Бьющий пытается попасть по очередному шару, прямо или от борта, в направлении очередного шара, с достаточной, по мнению судьи, силой, чтобы достичь очередного шара из-за маскирующих шаров.
1. После объявления Фола и Промаха следующий игрок может потребовать для нарушителя играть снова из сложившейся позиции или, на его усмотрение, начальной позиции; в последнем случае очередной шар должен быть тем же самым, что был до последнего выполненного удара, а именно:
- любой Красный шар, когда Красный – очередной;
- очередной цветной, когда на столе не осталось Красных; или
- цветной на выбор Бьющего, когда очередной шар – цветной, после сыгрывания Красного.
2. Если Бьющий при выполнении удара не попадает первым касанием по очередному шару, когда есть свободный путь по прямой линии от битка до любой части любого очередного, или могущего быть очередным, шара, судья должен объявить ФОЛ и ПРОМАХ, если только:
- любому из игроков не нужны штрафные очки до или в результате выполненного удара; (см. (2) (3))
- до или после удара возможное количество очков на столе равно разнице в счете, без учета стоимости Черного при его выставлении;
- и судья убежден, что промах совершен неумышленно.
3. После объявления промаха согласно пункту (2) выше, когда был свободный путь по прямой от битка до очередного (или могущего быть очередным) шара, такой, что лобовой (полный) контакт был возможен (в случае Красных это полный диаметр любого Красного, не скрытого цветными), тогда:
- при повторном промахе по очередному шару при выполнении удара с той же самой позиции объявляется ФОЛ и ПРОМАХ независимо от разницы в счете;
- если прозвучало требование играть снова из начальной позиции, нарушитель должен быть предупрежден судьей, что третий промах приведет к присуждению победы в этом фрейме противнику; и
- если прозвучало требование играть с другой позиции, ситуация Фол и Промах начинается заново.
4. Если после того как биток был восстановлен согласно этому Правилу и Бьющий сфолил на любом шаре, включая биток, при подготовке к выполнению удара, то промах не объявляется, если удар не выполнен. В этом случае налагается соответствующий штраф; и очередной шар должен быть таким же, как перед последним выполненным ударом, а именно:
- Любой Красный, если очередной шар Красный;
- очередной цветной, когда нет Красных на столе; или
- цветной на выбор Бьющего, когда цветной является очередным, после сыгрывания Красного; и
- следующий игрок может выбирать, выполнять удар самому или потребовать у нарушителя играть снова из оставленной позиции; или
- следующий игрок может просить судью восстановить начальную позицию, а нарушителя играть снова с этой позиции; и
- если вышеупомянутая ситуация возникает при последовательном объявлении промахов, то любое предупреждение о возможном присуждении противнику победы во фрейме остается в силе.
5. Все другие промахи оставляются на усмотрение судьи, если до или после удара возможное количество очков на столе равно разнице в счете без учета стоимости Черного при его выставлении.
6. После промаха и требования следующего игрока восстановить положение битка любые сдвинутые прицельные шары должны оставаться на своих местах, если только судья не считает, что нарушитель может получить или получает преимущество. В последнем случае любой или все сдвинутые шары могут быть восстановлены на усмотрение судьи, и в любом случае неправомерно отсутствующие на столе цветные должны быть выставлены или перемещены при необходимости.
7. Когда любой шар перемещается после промаха, нарушитель и его соперник консультируются относительно позиции, после чего судейское решение должно быть окончательным.
8. В течение такой консультации, если любой игрок коснулся любого шара в игре, то он должен быть наказан, как будто он Бьющий, без изменения очередности игры. Затронутый шар может быть при необходимости переставлен судьей по его усмотрению, даже если шар поднимался.
9. Следующий игрок может спросить судью о его намерениях переместить отличные от битка шары в случае, если он потребует у соперника выполнить удар из первоначальной позиции, и судья должен сообщить о своих намерениях.
15. Шар, сдвинутый кем-либо, кроме Бьющего
Если шар, неподвижный или движущийся, сдвинут кем-то, кроме Бьющего, то он должен быть помещен судьей на место, где, по его мнению, шар был или мог остановиться, без штрафа.
1. Это Правило должно включать случаи, когда какое-либо событие или не являющийся партнером Бьющего человек заставляют Бьющего сдвинуть шар, но не будет применяться в случаях, когда шар сдвигается из-за дефекта на поверхности стола, за исключением случая, когда выставленный шар сдвинулся до того, как следующий удар был сделан.
2. Никто из игроков не может быть наказан за любое перемещение шаров судьей.
16. Патовая ситуация
Если судья полагает, что на столе возникла или приближается патовая ситуация, то он должен предложить игрокам немедленно переиграть фрейм. Если любой игрок возражает, судья должен позволить игре продолжаться с условием, что ситуация должна измениться в пределах обозначенного периода, обычно после трех и более ударов с каждой стороны, но на усмотрение судьи. Если ситуация остается в основном неизменной после того как заявленный период истек, то судья должен обнулить счет и повторно установить все шары как для начала фрейма. Тот же игрок должен снова выполнить начальный удар с соблюдением Части 3, Правило 3(4) (3), с сохранением той же определенной очередности игры.
17. Снукер для пар
1. В парной игре каждая сторона должна начинать фреймы поочередно, и порядок игры должен быть определен в начале каждого фрейма и после этого сохраняться в течение всего фрейма.
2. Игроки могут менять порядок игры в начале каждого нового фрейма.
3. Если совершен фол и было требование играть снова, то совершивший фол игрок выполняет следующий удар, и первоначальная очередность игры сохраняется. Если фол объявлен за игру вне очереди, партнер нарушителя теряет свой подход, независимо от того, требуют от нарушителя играть снова или нет.
4. Когда фрейм заканчивается вничью, применяется Часть 3, Правило 4. При необходимости выставления Черного снова пара, выполнявшая первый удар, выбирает, кто из них будет делать этот удар. Очередность игры должна затем сохраниться как во фрейме.
5. Партнеры могут совещаться в течение фрейма, но не тогда, когда один является Бьющим и находится у стола до тех пор, пока брейк не закончится нерезультативным ударом или фолом.
18. Использование вспомогательного оборудования
Ответственность Бьющего – размещать и убирать любое оборудование, которое он может использовать за столом.
1. Бьющий несёт ответственность за любые предметы, включая (но не ограничиваясь ими): подставки и удлинители, которые он приносит на стол, независимо от того, принадлежат они ему или заимствованы (кроме как у судьи); и он будет оштрафован за любые фолы, совершённые им при использовании этого оборудования.
2. За оборудование, обычно находящееся у стола либо предоставленное другой стороной (включая судью), Бьющий не несет ответственности. Если это оборудование оказалось дефектным и в связи с этим Бьющий задел шар или шары, то фол не объявляется.
3. При необходимости судья переставляет любые шары в соответствии с Частью 3, Правило 15, и Бьющему, если он на брейке, будет разрешено продолжить игру без штрафа.
19. Трактовка правил
1. В данных Правилах и Определениях слова, подразумевающие мужской род, относятся вместе с тем и к женскому роду.
2. Обстоятельства могут вносить корректировки в применение Правил к людям с физическими недостатками. В особенности, например:
- Часть 3, Правило 10(1)(3) не может применяться к игрокам в инвалидных креслах; и
- игроку, по запросу к судье, необходимо подсказать цвет шара, если он не способен различать цвета, например, красный и зеленый.
3. Если присутствие судьи не предусмотрено (например, в дружеской игре), противостоящий игрок или сторона будет считаться судьёй — с целью соблюдения Правил.
ЧАСТЬ 4. ИГРОКИ
1. Поведение
1. В случае:
- использования игроком несоразмерно большого количества времени для выполнения или выбора удара; или
- поведения игрока, по мнению судьи, намеренно или постоянно некорректного; или
- любого другого поведения игрока, которое в полной мере можно считать неджентльменским; или
- отказа от продолжения фрейма;
судья должен, или:
- предупредить игрока, что в случае продолжения такого поведения победа во фрейме будет присуждена его сопернику; или
- присудить победу во фрейме его сопернику; или
- если нарушение поведения достаточно серьезно, присудить победу в игре его сопернику.
2. Если судья предупредил игрока по пункту (5) , в случае продолжения такого поведения, как рассмотрено выше, судья должен или:
- присудить победу во фрейме сопернику; или
- в случае продолжения серьёзных нарушений поведения присудить победу в игре его сопернику.
3. Если судья присудил победу во фрейме сопернику игрока согласно положениям выше, в случае если дальнейшее поведение будет продолжаться, как рассмотрено выше, судья должен присудить победу в игре его сопернику.
4. Любое решение судьи о присуждении победы во фрейме и/или в игре сопернику игрока должно быть окончательным и обжалованию не подлежит.
2. Наказание
1. Если фрейм проигран на основании этой Части, нарушитель:
- проигрывает фрейм; и
- теряет все набранные очки, а соперник получает количество очков, эквивалентное стоимости оставшихся на столе шаров: 8 очков за каждый Красный, и любой неправомерно отсутствующий на столе цветной считается как выставленный.
2. Если игра проиграна на основании этой Части, нарушитель:
- проигрывает фрейм, как описано выше в (1); и
- дополнительно проигрывает требуемое для завершения игры количество несыгранных фреймов, где это необходимо; или
- дополнительно проигрывает оставшиеся фреймы, каждый в 147 очков, если применяется итоговая сумма очков.
3. Небьющий
Когда Бьющий играет, небьющий должен избегать стоять или двигаться на линии прицеливания Бьющего. Он должен сидеть или стоять на разумном расстоянии от стола и избегать любого движения или действия, которое может повлиять на концентрацию Бьющего.
4. Отсутствие
В случае отлучки из зала небьющий может назначить представителя для наблюдения за его интересами и требования фола при необходимости. О таком назначении судья должен быть извещен до ухода небьющего.
5. Уступка
1. Игрок может уступить только будучи Бьющим. Противник имеет право принять или отклонить уступку, которая становится ничтожной, если соперник выбирает продолжение игры.
2. При применении итоговой суммы очков и уступке фрейма стоимость всех оставшихся на столе шаров добавляется к счету другой стороны. В этом случае, засчитывается 8 очков за каждый Красный и любой неправомерно отсутствующий на столе цветной считается как выставленный.
3. игрок не может уступить фрейм в любом матче, если только не нужны снукеры. Любое нарушение этого Правила должно наказываться как неджентльменское или неправомерное поведение сдавшегося игрока.
ЧАСТЬ 5. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА
1. Судья
1. Судья должен:
- быть единственным, кто решает, правильна игра или нет;
- быть независимым при принятии решения в интересах справедливой игры в любой ситуации, не предусмотренной в полной мере в этих Правилах;
- быть ответственным за соответствие прохождения игры данным Правилам;
- вмешиваться, если он видит любое нарушение этих Правил;
- называть игроку цвет шара, если требуется; и
- очищать любой шар по разумному требованию игрока.
2. Судья не должен:
- отвечать на любой вопрос, не объясненный в Правилах;
- давать любые указания на то, что игрок собирается делать неправильный удар;
- советовать или высказывать мнение, что может повлиять на ход игры; или
- отвечать на любой вопрос относительно разницы в счете.
3. Если судья не заметил какой-либо эпизод, он может по своему усмотрению опросить маркера, других официальных лиц или зрителей, у которых был лучший обзор, или посмотреть фото/видео записи для принятия решения.
2. Маркер
Маркер должен вести счет на табло и помогать судье в выполнении его обязанностей. При необходимости он должен также выполнять обязанности протоколиста.
3. Протоколист
Протоколист должен вести запись каждого выполненного удара, при необходимости информируя о фолах и количестве очков, набранных каждым игроком (или стороной) по их требованию. Он должен также фиксировать сделанные брейки.
4. Помощь официальных лиц
1. По просьбе Бьющего судья или маркер должны отодвинуть и подержать любую осветительную аппаратуру, мешающую действиям Бьющего при выполнении удара.
Допустимо, чтобы судья или маркер оказывали необходимую помощь игрокам с ограниченными возможностями, согласно обстоятельствам.